Белогорская Николаевская мужская пустынь располагалась
недалеко от города Мирополье, в 23 километрах от города Суджи на
белых утесах правого живописного берега реки Псел. Место это в народе
до сей поры известно как "старое девичье городище", и судя по
названию, было в летописные времена местом "поганых игрищ",
откуда язычники-славяне умыкали себе жен (как об этом рассказывает
"Повесть временных лет").
Сейчас это село Горналь Суджанского района Курской области.
Монастырь был основан в 1671 году иеромонахами разоренного
татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния)
монастыря Феодосием, Лаврентием, Кесарием, Палевой и старцем
Никодимом. При своем основании монастырь в качестве царских
дарений получил земли и мельницу на реке Пеле под селом
Великие Рыбицы. Об этом рассказывает грамота 1672 года: "... великий
государь пожаловал бы их, велел им к тому монастырю дать землю и
сенных покосов, и в церковь Николая Чудотворца книги, ризы. сосуды
и всякую церковную утварь.
Из Острогожской обители монахи вынесли икону Святителя
Николая Чудотворца, в честь которой в 1688 была построена небольшая
деревянная монастырская теплая церковь Святого Николая.
БОЛЬШУЮ поддержку основатели монастыря получили от сумского
полковника Андрея Герасимовича Кондратьева, передавшего обители
свои земли в Суджанском уезде, пашни, леса и сенные покосы по реке
Псел. О Кондратьеве говорится, что "Белогорский Николаевский
монастырь, и церкви Божий, и келий построены его старанием и
коштом".
Первый игумен монастыря Феодосии и несколько монахов жили
продажей извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. В
это же время была построена деревянная летняя церковь Преображения
Господнего за свою величину называемая соборною. Сохранилось
описание этого храма: "...пол каменный из разноцветных плит,
иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В
западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой
иконостас греческого письма. Главная достопримечательность —икона
Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже
после закрытия монастыря в 1792 году с сохранением в
неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой
живописи".
Количество монашествующих в Николаевской обители не
превышало 25 человек и постоянно уменьшалось.
В 1733 году монастырь "пришел в ветхость": колокольня упала,
в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения
разобрали и из их остатков построили часовню на монастырском
кладбище. В часовне разместили и старые иконостасы.
Тогда же в обители возвели храм Преображения, колокольню и
монастырскую стену. В 1777 году новую каменную церковь освятили,
назвав ее Николаевской. В 1781-1784 годах на месте старой
Николаевской церкви построили трапезную.
В 1785 году монастырь имел благоустроенный вид: две новые
монастырские церкви, большую трапезную окружали деревянные стены
с четырьмя башнями. Средства монастырю давали угодья, земли и
крестьяне. В 1770 году обители принадлежали 80 крестьянских дворов
деревни Горналь, хуторов Прикольского и Ивашковского (315
мужчин), две мельницы — Суджанская и Миропольская. Самый
большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного
заводов, фруктовых садов, бахчи, меда и воска с пасеки. Имелись
рыбные ловы и скот, особенно много содержали рабочих волов.
В Николин день в монастыре проходила ярмарка.
В 1785 году обитель располагала 1255 десятинами земли,
подмонастырская слобода Горналь насчитывала 44 крестьянских двора.
Экономическая самостоятельность уберегла монастырь от секуляризации
1764 года. Однако обитель, только что отстроенная и обновленная, в
1785 году была закрыта и превращена в приход. О причинах этого
можно только гадать. Оставили лишь Преображенский храм. Новую
церковь Святителя Николая, кельи и другие строения разобрали на
кирпич и продали с аукциона помещику села Рождественское
Тимченко. Ярмарку перевели в слободу Юнаковку Сумского уезда.
Самые ценные монастырские вещи перенесли в Николаевский
Белгородский монастырь, остальные разошлись по приходским церквам
Миропольского уезда.
Предание гласит, что после закрытия обители в Преображенском
храме, теперь уже приходском, стало совершаться чудесное
самовозгорание свеч по утрам, повторявшееся до тех пор, пока не
была обретена Пряжевская икона. Открытие иконы произошло в
1792 году, и с той поры за ней числились чудеса исцеления.
В 1858 году от иконы исцелился суджанский купец Косьма
Иванович Купреев, решивший в благодарность восстановить обитель
на свои средства. В ответ на его прошение высочайшим повелением от
24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под
названием Белогорская Николаевская пустынь. Первыми ее
насельниками стали Косьма Иванович с сыновьями Федором и
Владимиром, пожертвовавшие монастырю 13,5 десятин земли,
каменные лавки и два дома в Судже, салотопильный завод, пасеку и
все свое хозяйство, стоимостью 35 тысяч рублей.
В 1865 году был заложен небольшой каменный храм Николая
Чудотворца, а еще через тридцать лет над равниной "на высоком белом
пьедестале" вырос великолепный монастырский архитектурный
ансамбль, прекрасно сочетающийся с ландшафтом. Купола
Преображенского собора и Покровской церкви, построенных в русско-
византийском стиле в конце XIX века, были видны за десятки
километров. В 1905 году в монастыре жили 41 монах, 1 послушник и 58
человек на испытании.
Монастырь закрыли в 1922 году. Его помещения заняла колония
для малолетних преступников. После Великой Отечественной войны в
нескольких сохранившихся постройках разместили школу-интернат.
До нашего времени дожили лишь служебные монастырские
здания, некоторые башни и почти разрушенные монастырские стены.
В 1995 году обитель была возвращена православной церкви, но пока у
епархии нет средств на ее восстановление. До сих пор в монастырских
стенах дети. Лишь изредка на территории монастыря служатся молебны
и совершается крестный ход.
Джерело: http://www.old.kurskcity.ru/book/amk/a005.html |